Обычно, когда родители занимаются домашними делами, ребенок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания.
Попробуйте заниматься с ребенком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.
Игры на развитие мелкой моторики
- Если вы печете пироги, предложите ребенку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.
- Предложите ребенку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами, и заштриховать рисунок.
- Если вы варите макароны, предложите ребенку сделать бусы из них.
Для развития мелкой моторики также необходимо выполнять как можно чаще следующие упражнения:
- штриховать карандашом в различных направлениях;
- рисовать красками, карандашами;
- лепить из пластилина, глины;
- вырезать из бумаги;
- складывать мозаику;
- собирать из конструктора;
- завязывать шнурки;
Игры на развитие памяти
- Попросите ребенка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребенок ее нарисует. После уборки ребенок должен сравнить комнату и найти отличия.
Для развития памяти также нужно:
- пересказывать сказки и стихи;
- рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день;
- пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера.
Игры на развитие внимания
- Посоревнуйтесь с ребенком: вы ищите предметы, начинающиеся на букву «П» (любую букву), на кухню, а он – в комнате.
- Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» и т.д.
Для развития внимания также нужно учить ребенка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, слушать и рисовать.
Задания для ребенка:
Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты ее будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.
"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Когда вы закончите читать стихотворение, уберите картинку и задайте ребенку следующие вопросы:
- Во что играли девочки?
- Что лежало рядом с машинкой?
- Сколько цветочков было нарисовано на картинке?
- Сколько детей было на картинке?
- Что было на шее у мальчика в стихотворении?
- Что убежало от героя?
Или, попросите ребенка раскрасить картинку, а в это время вы будете читать ему сказку (любую). После прочтения сказки задайте ребенку вопросы по картинке и по сказке.
Игры на развитие речи
- Вы называете любое слово, связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите белье – утюг). Ребенок должен придумать словосочетание (горячий утюг, дорогой утюг, включить утюг и т.д.).
- «Продолжи слово». Вы говорите начало слова на заданную тему, а ребенок должен его продолжить. Например тема кухня: ду – духовка, ча – чайник и т.д.
Игры на развитие мышления
- «Скажи слово наоборот»: нож, лес, стул и т.д.
- разгадывание ребусов;
- рисование комиксов;
- составлять из геометрических фигур картинки
Игры на развитие эмоциональной сферы
- «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребенку какое-либо действие, а ребенок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит – грусть, печаль и т.д.
- «Ожившие предметы». Предложите ребенку внимательно посмотреть на все предметы в комнате. Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое и почему.
- Рассмотреть картинки с лицами детей и сказать, что они чувствуют.
Для повышения самооценки учите ребенка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т.д.