Консультация педагога-психолога Нагайчук М.Н. 05.03.2019

Игры для подготовки ребенка к школе

Обычно, когда родители занимаются домашними делами, ребенок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания.

Попробуйте заниматься с ребенком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.

Игры на развитие мелкой моторики

  • Если вы печете пироги, предложите ребенку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.
  • Предложите ребенку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами, и заштриховать рисунок.
  • Если вы варите макароны, предложите ребенку сделать бусы из них.

Для развития мелкой моторики также необходимо выполнять как можно чаще следующие упражнения:

  • штриховать карандашом в различных направлениях;
  • рисовать красками, карандашами;
  • лепить из пластилина, глины;
  • вырезать из бумаги;
  • складывать мозаику;
  • собирать из конструктора;
  • завязывать шнурки;

Игры на развитие памяти

  • Попросите ребенка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребенок ее нарисует. После уборки ребенок должен сравнить комнату и найти отличия.

Для развития памяти также нужно:

  • пересказывать сказки и стихи;
  • рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день;
  • пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера.

Игры на развитие внимания

  • Посоревнуйтесь с ребенком: вы ищите предметы, начинающиеся на букву «П» (любую букву), на кухню, а он – в комнате.
  • Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» и т.д.

Для развития внимания также нужно учить ребенка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, слушать и рисовать.

Задания для ребенка:

Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты ее будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.

"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Когда вы закончите читать стихотворение, уберите картинку и задайте ребенку следующие вопросы:

  1. Во что играли девочки?
  2. Что лежало рядом с машинкой?
  3. Сколько цветочков было нарисовано на картинке?
  4. Сколько детей было на картинке?
  5. Что было на шее у мальчика в стихотворении?
  6. Что убежало от героя?

Или, попросите ребенка раскрасить картинку, а в это время вы будете читать ему сказку (любую). После прочтения сказки задайте ребенку вопросы по картинке и по сказке.

Игры на развитие речи

  • Вы называете любое слово, связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите белье – утюг). Ребенок должен придумать словосочетание (горячий утюг, дорогой утюг, включить утюг и т.д.).
  • «Продолжи слово». Вы говорите начало слова на заданную тему, а ребенок должен его продолжить. Например тема кухня: ду – духовка, ча – чайник и т.д.

Игры на развитие мышления

  • «Скажи слово наоборот»: нож, лес, стул и т.д.
  • разгадывание ребусов;
  • рисование комиксов;
  • составлять из геометрических фигур картинки

Игры на развитие эмоциональной сферы

  • «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребенку какое-либо действие, а ребенок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит – грусть, печаль и т.д.
  • «Ожившие предметы». Предложите ребенку внимательно посмотреть на все предметы в комнате. Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое и почему.
  • Рассмотреть картинки с лицами детей и сказать, что они чувствуют.

Для повышения самооценки учите ребенка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т.д.