Оптическая дисграфия и ее коррекции у детей младшего школьного возраста
Учитель-логопед: Иванова Елена Александровна
ГБОУ Школа №2089, Москва
Оптическая дисграфия – представляет собой особую категорию отклонений в письменной речи, которая связана с недостаточным развитием оптических и пространственных представлений ребенка, а также с неокончательно сформированной системой зрительного анализа и синтеза. Другими словами, ребенок на данном этапе просто еще не готов переносить слова на бумагу, превращая звуки в буквы, и не может правильно формировать и записывать в виде символов то, что он слышит.
При оптической дисграфии проявляются стойкие замены сходных по написанию букв, их зеркальное расположение, ошибки в начертании отдельных буквенных элементов (пропуски, удвоение). Работа по коррекции оптической дисграфии включает несколько составляющих: развитие высших зрительных функций, моторной координации, дифференциацию смешиваемых букв.
Предпосылки для последующего нарушения письма можно заметить еще в дошкольном возрасте. В процессе рисования дети плохо ориентируются на листе бумаги, изображают несоразмерные по масштабу детали. Для них характерна плохая зрительная память, неразвитость мелкой моторики, неточность представлений о цвете и форме предметов.
В процессе овладения письмом в начальной школе у детей выявляются весьма специфичные ошибки, связанные с трудностями усвоения графических символов. Для оптической дисграфии типичны зрительные, моторные, зрительно-пространственные, зрительно-моторные ошибки:
Cледствие любой дисграфии, в том числе оптической – это школьная неуспеваемость. К ребенку приклеивается ярлык «отстающего» по русскому языку и литературе. Мотивация к обучению снижается, каждый классный урок и домашнее задание вызывает стресс. Закрепляется нежелание посещать в школу.
Коррекция оптической дисграфии
Логопедические занятия по преодолению оптической дисграфии включает следующие направления:
Так же необходимо учить ребенка ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу. Располагать предметы и из изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Здесь нам помогут:
На этом этапе можно использовать следующие игры:
Целесообразно приучать ребенка к письму букв, слогов, слов с проговариванием сначала вслух, затем «про себя».
Эффективность устранения оптической дисграфии зависит от комплексности подхода, учета всех механизмов нарушения. При правильно выстроенной логопедической работе ко времени перехода ребенка из начального звена в среднее ошибки исчезают или их количество заметно сокращается.
Профилактика оптической дисграфии должна начинаться задолго до начала школьного обучения. Она заключается в развитии у дошкольников зрительного восприятия, пространственных ориентировок, моторных навыков.