Оптическая дисграфия и ее коррекции у детей младшего школьного возраста 21.06.2022

Оптическая дисграфия и ее коррекции у детей младшего школьного возраста

Учитель-логопед: Иванова Елена Александровна

ГБОУ Школа №2089, Москва

Оптическая дисграфия – представляет собой особую категорию отклонений в письменной речи, которая связана с недостаточным развитием оптических и пространственных представлений ребенка, а также с неокончательно сформированной системой зрительного анализа и синтеза. Другими словами, ребенок на данном этапе просто еще не готов переносить слова на бумагу, превращая звуки в буквы, и не может правильно формировать и записывать в виде символов то, что он слышит.

При оптической дисграфии проявляются стойкие замены сходных по написанию букв, их зеркальное расположение, ошибки в начертании отдельных буквенных элементов (пропуски, удвоение). Работа по коррекции оптической дисграфии включает несколько составляющих: развитие высших зрительных функций, моторной координации, дифференциацию смешиваемых букв.
Предпосылки для последующего нарушения письма можно заметить еще в дошкольном возрасте. В процессе рисования дети плохо ориентируются на листе бумаги, изображают несоразмерные по масштабу детали. Для них характерна плохая зрительная память, неразвитость мелкой моторики, неточность представлений о цвете и форме предметов.

В процессе овладения письмом в начальной школе у детей выявляются весьма специфичные ошибки, связанные с трудностями усвоения графических символов. Для оптической дисграфии типичны зрительные, моторные, зрительно-пространственные, зрительно-моторные ошибки:

  • замены оптически похожих букв, различающихся надстрочно и подстрочно расположенными элементами (друг – вруг, опушка-опишка);
  • замены букв, состоящих из похожих, но различных по количеству элементов (молоко – момоко);
  • пропуски элементов при соединении букв в слово или дописывание лишних элементов;
  • написание букв в зеркальном отображении (с, э, е);
  • неправильное расположение элементов букв (т – пп, х–сс);
  • разная величина букв, смешение строчных и заглавных букв;
  • несоблюдение линии строки, наклона букв, интервала между словами (слишком большое или маленькое расстояние).

Cледствие любой дисграфии, в том числе оптической – это школьная неуспеваемость. К ребенку приклеивается ярлык «отстающего» по русскому языку и литературе. Мотивация к обучению снижается, каждый классный урок и домашнее задание вызывает стресс. Закрепляется нежелание посещать в школу.

Коррекция оптической дисграфии

Логопедические занятия по преодолению оптической дисграфии включает следующие направления:

  • Формирование пространственных представлений. У детей с оптической дисграфией необходимо развивать пространственную ориентацию в окружающей среде, на собственном теле. В рамках данного направления работают над дифференциацией понятий «слева-справа», «вверху-внизу», «спереди-сзади».

Так же необходимо учить ребенка ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу. Располагать предметы и из изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

  • Развитие зрительных функций (гностических, мнестических). Проводится работа над расширением объема зрительной памяти, уточнением цветов и формы предмета. Ребенка учат узнавать предметы по контуру, выделять наложенные друг на друга изображения. В дальнейшем акцент смещается на узнавание и дифференциацию сходных букв, соотнесение образа буквы с предметами.

Здесь нам помогут:

  • разрезные картинки;
  • зашумленные изображения;
  • лабиринты (сначала проводим пальчиком, затем карандашом, а затем уже только глазами);
  • конструирование по образцу из палочек и фигур.
  • Развитие графомотрных навыков. На начальном этапе выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, самомассаж и массаж кистей, ладоней, суджок-терапию. Для подготовки кисти к письму полезны игры с использованием мелких предметов, лепка, штриховка, обводка по контуру и трафарету, собирание мозаики и конструкторов. Затем переходят к графическим диктантам, отработке написания элементов букв.
  • Формирование буквенного гнозиса. В рамках этого направления решается задача дифференциации букв, имеющих сходство по оптическим и кинетическим признакам.

На этом этапе можно использовать следующие игры:

  • «Сделай букву». Необходимо выложить букву из камушек, шнурков, крупы, пуговиц, пластилина. Так ребенок физически ощутит правильное направление элементов букв и перестанет их путать.
  • «Разрезные буквы». Нарисовать и разрезать буквы на части, а ребенок должен собрать.
  • «Найди букву». Берем карточки или объемные буквы, перемешиваем, просим найти заданную и придумать слово. Более сложный вариант этого задания корректурная проба Бурдона.
  • «Дорисуй». Нарисуйте линию, пусть ребенок дорисует букву.
  • «Сыщик». На листе пишем много разных букв, ребенок находи заданную и обводит в кружок.
  • «Конструируем». Из конструктора собираем буквы (хорошо лего-дупло подойдет).
  • «Найди ошибку». Ребенок должен найти неправильно написанные буквы, слова и цифры и исправить их.

Целесообразно приучать ребенка к письму букв, слогов, слов с проговариванием сначала вслух, затем «про себя».

Эффективность устранения оптической дисграфии зависит от комплексности подхода, учета всех механизмов нарушения. При правильно выстроенной логопедической работе ко времени перехода ребенка из начального звена в среднее ошибки исчезают или их количество заметно сокращается.

Профилактика оптической дисграфии должна начинаться задолго до начала школьного обучения. Она заключается в развитии у дошкольников зрительного восприятия, пространственных ориентировок, моторных навыков.