Субъектив
В спорте важно не только побеждать, но и участвовать в соревнованиях
Шальнева Елена Владимировна, преподаватель физической культуры и спорта нашей школы:
"Победа — это лишь часть того, что делает спортсмена счастливым. Даже если тренер, родители или друзья говорят вам, что это не самое важное, спортсмен всё равно стремится к новым достижениям.
Доля физической подготовки неоспорима, психологический аспект играет решающую роль в формировании итогов – будь то сладкая победа или тяжелое поражение. И победа заставляет чувствовать себя счастливым и гордым.
Победа на соревнованиях — это публично объективированный, зарегистрированный спортивными судьями успешный результат, показанный спортсменами в непосредственной состязательной борьбе с соперником по правилам соревнований. Победа и спорт — два неразрывно слитых в единое целое понятия, отражающих смысл и целевую направленность спортивной деятельности. Каждый человек генетически запрограммирован на конкурентную борьбу за свое выживание.
Достижение жизненно важного успеха в любом виде социальной деятельности, успешная профессиональная карьера, а тем более победа в спортивном соревновании невозможны без активного преодоления объективных и субъективных трудностей и в том числе противодействия со стороны других людей и организаций, преследующих те же цели. Поэтому воспитание «победителей» является исключительно важной социально-педагогической функцией спорта.
Однако следует учесть, что в любом спортивном соревновании есть не только победители, но проигравшие борьбу. Казалось бы, проигравшие и аутсайдеры должны покинуть спорт, но они не уходят, они вновь и вновь готовятся к соревнованиям и стартуют. Следовательно, в спорте есть победители, призеры, участники спортивных соревнованиях и есть проигравшие, но нет побежденных. Проигрыш или поражение мотивируют настоящих спортсменов на будущую победу.
Каждый спортсмен, даже не занявший призового места в соревнованиях, всегда ориентирован не только на победу над соперниками, но и на свой личный результат. Если улучшение личного или командного результата в соревнованиях удовлетворяет спортсменов и тренеров, то это расценивается как успех, пусть не победа, но все же успех, — очередной шаг к победе.
Достижение победы требует от спортсмена максимальной мобилизации его физических и психических резервных возможностей как в процессе подготовки, так и непосредственно в соревновании. Победитель испытывает высочайшее внутреннее удовлетворение от достигнутого успеха, нередко он благодарит за успех не только тренера, себя, морально помогавших ему спортивных болельщиков, но и высшие силы Земли и Неба . Это состояние возвышенных чувств характеризуют самоутверждение индивидуального «Я» спортсмена, которое эквивалентно коллективному «Мы», когда одержана и командная победа. Чувство «Мы» переживается спортсменом-победителем как ощущение единения с коллективом, командой, своим спортивным клубом, т. е. с социумом, к которому спортсмен принадлежит и членство в котором противопоставляет в своем сознании соперникам — «Они».
Патриотические чувства как высшая духовная ценность для победителя соревнований международного или планетного масштаба венчают это чувство «Мы» эмоциональным переживанием удовлетворения достигнутым успехом перед лицом своего Отечества. Не менее остро переживается такое единение с высшими духовными ценностями спорта, древний источник которых в олимпийских идеалах спорта, наблюдающими за ходом спортивных состязаний спортивными болельщиками, для которых теперь в эпоху спутникового телевещания вся планета — стадион. Наблюдая за перипетиями спортивного состязания, спортивный болельщик ассоциирует себя с участниками.
Спортивные события, в которых есть герой-победитель, наполняют не только личным, но и общественно значимым, гражданским и политическим смыслом не только само спортивное зрелище, но и результаты выступлений спортсменов.
Эмоции и чувства победителя можно описать как гордость за себя, за свою команду и за свою страну. В момент публичного награждения спортсмен-победитель словно смотрит на себя со стороны и любуется своими достижениями.
Что говорить ребенку после победы или поражения?
Победа и поражение на соревнованиях вызывают у ребенка бурю эмоций: радость, гордость, тревогу, разочарование. Важно правильно поддержать ребенка в обоих случаях, чтобы его отношение к спорту оставалось здоровым и устойчивым. Ниже — несколько ключевых принципов общения.
После победы:
Фокусируйтесь на усилиях, а не на результате. Вместо того чтобы концентрироваться на первом месте, подчеркните усилия, вложенные в подготовку. Скажите, например: «Ты много работал, чтобы достичь этого. Как ты сам оцениваешь свой прогресс?». Это помогает ребенку понять, что важен процесс, а не только итоговый результат.
Не возводите победу в абсолют. Не стоит говорить: «Теперь ты всегда должен побеждать!». Это может вызвать страх перед будущими соревнованиями и усиливать давление. Напомните, что победа — это только один из возможных исходов, а опыт и рост важнее.
Признайте и ответственность, связанную с победой. Объясните, что это не повод для страха, а возможность улучшать себя и свои навыки. Так ребенок научится воспринимать победу как возможность для дальнейшего развития, а не как обязательство оставаться первым.
Эти фразы помогут ребенку осознать, что победа — это не конечная точка, а часть его пути, и что следующие успехи зависят от работы над собой.
После поражения:
Избегайте клише вроде «главное — участие». Вместо этого скажите: «Ты многое узнал о себе в этом процессе. Давай разберем, что можно улучшить в следующий раз». Это помогает ребенку сосредоточиться на анализе и понять, как улучшить свои навыки.
Сочувствуйте без жалости. Юному спортсмену важно видеть, что его усилия ценятся, даже если он проиграл. Скажите: «Я знаю, как тебе сейчас трудно, но ты справился с этим. Давай придумаем, как улучшить твой результат в следующий раз». Это формирует у ребенка понимание, что поражение — часть пути, а не личный провал.
Установите позитивный акцент. Объясните, что поражение может стать полезным уроком: «Проигрыш помогает понять, над чем еще можно поработать». Такая интерпретация снижает стресс и учит воспринимать поражение как шанс для нового начала.
Такие слова дают ребенку понять, что поражение — это не катастрофа, а возможность для роста. Важно поддерживать баланс: не обесценивать эмоции ребенка, но и не заострять на них внимание".
#Школа2089 #ювао #ДОНМ #Субъектив2089 #НашиЛица #новости #Некрасовка